Дмитрий Панфилов: «У меня произошёл инсайт…»

Київський інститут бізнесу та технологійНовостиДмитрий Панфилов: «У меня произошёл инсайт…»

dmitriy2Многие выпускники Киевского института бизнеса и технологий – успешные и реализованные в жизни люди. Один из них — Панфилов Дмитрий Анатольевич, руководитель психологического центра «КМТ», выпускник факультета психологии 2006 года. В своём интервью он описал непростое становление и развитие своей профессиональной карьеры, что будет интересно почитать нашим будущим выпускникам.

Добрый день, Дмитрий Анатольевич. Если Вы не возражаете, я начну с вопросов о Вашей юности, ведь именно туда уходят корни становления личности. Расскажите, пожалуйста, о Ваших профессиональных  интересах в старшей школе, и когда именно Вы определились с выбором будущей профессии?

На самом деле всё было довольно непросто. После 9 класса я перешёл из английской школы в технический лицей, что бы в дальнейшем поступать в Политехнический. Только выяснилось, что я был не готов перейти из гуманитарной школы – математику такого уровня я не тяну, в КПИ не попаду, да уже и не хочу. В выпускном классе у меня проснулся интерес к генетике, я готовился поступать в Университет имени Шевченка на биологический. В результате занятий с репетитором, я приобрёл хорошие знания по биологии, но по конкурсу не прошёл. Также пытался поступить на социологию в авиационный (Национальный авиационный университет – ред.), но тоже не получилось. Зато понял, что мне нужно поступать на психологию, и попал туда через подготовительные курсы НАУ на следующий год. Стиль преподавания в «авиационном» очень академический, что было дискомфортно для моего практического ума и вообще никак не вязалось с моими представлениями, что такое психология. И после первого курса я ушёл из «авиационного», хотя я был «на петле». Потом уже поступил в КИБиТ.

 Почему Вы выбрали именно КИБиТ?

На тот момент я не собирался идти в психологию, ибо понял, что это всё не моё. Я как раз был в бизнес-проекте, и мне не хотелось высшего образования вообще. Но мама надавила, сказала: «Так нельзя!», и предложила мне ВУЗ, где училась её знакомая, и был очень умеренный контракт. Когда я пришёл, даже и не думал, что конкретно попаду на факультет «Психологии». Но потом решил: «Я уже учился на психологии, мне всё равно…Ок, пусть будет психология…Снова» На тот момент я еще не собирался работать будущим психологом. Это был просто выбор в пользу получения высшего образования.

Это ж надо, как формальное преподавание способно отбить интерес к специальности. Так когда всё-таки Вы поняли, что учёба Вам нравится?

Я понял это очень быстро, прошло буквально пол года. Дело в том, что в КИБиТе был очень интересный подбор преподавателей. Одновременно были практики, которые действительно преподавали, используя примеры из реальной жизни. А когда я начал изучать предмет, связанный с тренингами,  понял — всё это моё. У меня произошёл инсайт (озарение – ред.): я осознал, что это 100% моё и, что я буду заниматься тренингами. Вот тут и начался мой осознанный выбор.

«Преподаватель с большой гордостью говорил о том, чем  занимается, это давало ощущение значимости твоей  профессии»

Какие учебные дисциплины способствовали вашему становлению как профессионала?

Естественно, «Общая психология». Также тренинг по коммуникативности – dmitriy3это было очень круто, В последствии «Патопсихология», что было интересно. Причём эти предметы были у нас довольно рано – первый и второй курс, но для меня на тот момент это было лучше. Потом в последствии были «Психологическое консультирование», «Основы психотерапии» и другие специализированные предметы.

А как Вы относитесь к общеобразовательным дисциплинам? Среди студентов встречается мнение, что они вообще не нужны и только отвлекают от профильных предметов. Учить надо, это стыд позор, когда человек, например, не знает какие государства в Европе или основы математики. Но когда человек «зубрит» всё — это не норма потому, что ты просто игнорируешь то, что нравится. Есть конечные величины по вниманию, концентрации и по усваиваемости информации, а если себя очень сильно распылять – это будет обо всём и не о чём.

Какие преподаватели оказали на Вас и Ваши успехи непосредственное влияние?

Был Петухов Владимир Эдуардович, преподаватель предмета «Общая психология». Он рассказывал очень много примеров из своей практики, даже моментами нас шокирующих. Скажем, он мог объяснять нам понятие бессознательной установки на примере женщины, которая подверглась насилию, но бессознательно всё для этого сделала (яркая одежда, ожидание транспорта на остановке глубокой ночью, общение с незнакомыми лицами мужского пола и т.д.)

Гридковец Людмила Ивановна, зав кафедрой психологии  внесла  большой вклад в моё становление. Она в целом очень влиятельная, для меня ни с кем не сопоставимая фигура в украинской психологии и  дала очень широкие представления о практическом значении в психотерапии.

Ещё на первом курсе у нас преподавал Молхазов Александр Ромуальдович. Его лекции были важны даже не в плане информации (он говорил о запредельном языке для первокурсника и не собирался опускать планку), там был другой эффект. Он сам экспериментальный психолог, имеет много изобретений, и был для нас как светоч, который позволял думать, что ты тоже можешь достичь чего-то в психологии. Преподаватель с большой гордостью говорил о том, чем  занимается, это давало ощущение значимости  твоей профессии.

 Изучали ли вы инновационные методики или подходы, которые смогли использовать в вашей рабочей деятельности?

Что касается обучения, Людмила Михайловна Гридковец дала очень широкий, особенно по тем временам, охват по методам психотерапии, и это было круто. С третьего курса я пошёл на долгосрочное обучение транзактному анализу (что тогда в Украине было большой редкостью), а впоследствии «гештальт» методикам.

«Когда я учился, это было классно и беспрецедентно»

Как вы создали свой частный проект?

 Корни уходят туда, когда я узнал что такое тренинги и очень сильно этим «заболел». Начал ходить на тренинги к психологом и  практикующим тренерам. А после второго курса Людмила Михайловна Гридковец пригласила нас на первый в Киеве тренинговый фестиваль «Альфа-фест», где я приобрёл хороший опыт. Набираясь знаний и умений, потихоньку начал соображать, как бы этим заниматься. Ещё во время учёбы я начал проводить на аматорском уровне тренинги для одногруппников и друзей. И скоро то, что задумывалось как тренировка и развлечение, начало приобретать серьёзные масштабы. Уже на старших курсах я понял, что делаю это профессионально, и что мой опыт и мои знания позволяют мне этим заниматься. Сначала это была неформальная организация на уровне КИБиТ – «Клуб молодого тренера». И после окончания ВУЗа я оформил это как свой бизнес, и развиваю его, по сей день. Вначале клиентов было не так много, и это было параллельно с другой работой в сфере HR, но впоследствии я плотно занялся и занимаюсь исключительно своим проектом.

dmitriyРасскажите, какие формы сотрудничества Вы практикуете с родным ВУЗом после его окончания.

Моя организация регулярно проводит тренинги в КИБиТ. Вот сейчас это была серия тренингов для приёмной комиссии. Также мы проводим тренинги для преподавателей на коммуникацию со студентами, тренинги по студенческой мотивации, тренинги «Команда образования» (для формирования команды, слаженно работающей над одним проектом). Большинство тренингов происходит в рамках образовательной программы «Психология бизнеса».

 Высшие учебные заведения способствуют не только обучению, но и социализации студентов. Какой жизненный опыт Вы приобрели за годы обучения в Институте?

Во время моего обучения у ВУЗа была достаточно либеральная позиция. Меня не заставляли ежесекундно учиться, а просто делали интересно, что бы я учился сам. Плюс свободный доступ ко многим преподавателям –  это была своеобразная «аура» романтизма в обучении. А вообще у нас была очень сплочённая группа, мы много времени проводили вместе вне обучения, и в обучении было весело и приятно. Все это создавало хороший оптимистичный взгляд на будущее

Поддерживаете ли Вы связь со своими однокурсниками, часто собираетесь?

Нет, мы не собираемся, никто этим не занимается. У нас вроде бы была очень активная группа, может даже самая активная группа в КИБиТе за то время, что я видел, но мы не собираемся.

Оцените, насколько сильно изменился КИБиТ после Вашего выпуска?

Когда я учился, это было классно и беспрецедентно, были новые преподаватели-практики, было интересное движение, но было мало структурности. На данный момент Институт комплексно и стратегически подходит к обучению и развитию студентов. В этом смысле, он изменился, и превратился в более современный. Моё сердце, лежит там, где я учился, но если думать головой, КИБиТ очень изменился в лучшую сторону.

Что бы Вы пожелали нынешним и будущим студентам Киевского института бизнеса и технологий?

Во-первых, брать ответственность за успехи и неуспехи на себя. Что ты будешь учить, насколько ты будешь вовлечён, что ты будешь делать, насколько ты будешь задумываться, что будет после окончания ВУЗа – от этого зависит будущее. Будущее начинается с сегодняшнего дня – что ты делаешь сегодня, как-то аукнется тебе завтра.

И ещё я бы пожелал совмещать «приятное с полезным». Потому, что очень важно, во-первых, коммуницировать со сверстниками, плюс учёба в радость тогда, когда уравновешена отдыхом или чем-то интересным. Потому что, мне кажется, что не выживают те люди, которые в школе и университете «зубрят», но не умеют договариваться, не умеют создавать свою атмосферу или перестраиваться в другую.