Визуализация или текст? Способы восприятия информации

Київський інститут бізнесу та технологійНовостиВизуализация или текст? Способы восприятия информации

vizualizacia tekst1Уже в конце ХХ века кинематограф и телевидение составили серьёзную конкуренцию книгам и газетам в плане передачи информации. Если раньше все новости узнавали из газетных заголовков во время утреннего чаепития, то уже с развитием «ТВ» и «Синема» люди обращаются к печатным изданиям всё реже и реже, и отдают предпочтение голубым экранам.  Многим становится абсолютно безразлично, каким способом будет подана информация – текст, видео, не всё ли равно, лишь бы быстрее и понятнее. В начале  ХХI века развернулась целая дискуссия о пользе телевидения и о деградации современного поколения, которое перестало читать книги. Со временем видео заполонило всё информационное пространство, и игнорировать этот факт (называя всех, кто не читает книг обидными словами), уже не представляется возможным. Давайте рассмотрим более подробно возникшую недавно, но уже набравшую обороты проблему «Смотреть или читать?»

Визуализация данных – оптимальный способ восприятия?

В биологии, а заодно и в области PR технологий активно используется теория «древнего мозга», согласно которой наше восприятие гораздо эффективнее воспринимает картинки, чем текстовую информацию. В процессе формирования «homo sapiens» человеческий мозг прошёл несколько этапов, и способность воспринимать на слух и читать сформировалась у него гораздо позже. Именно поэтому смотреть видеоролики гораздо удобнее и понятнее, ведь тут на первый план выходит именно зрительное восприятие, что привычно и легко.  Если нам нужно узнать, как правильно собрать тумбочку  (приготовить вкусное блюдо,  сшить кукле платье, сделать дочке причёску и т.д.) мы не пользуемся инструкциями, кулинарными книгами и прочей специализированной литературой, а просто заходим на YouTube.com. В поисковую строку вбивается приблизительный запрос, высвечивается перечень различных по времени и технике выполнения видеороликов, и уже среди результатов можно искать то, что подходит. Для большего эффекта можно использовать видео с текстом, ведь голос можно элементарно не расслышать, а тут вроде бы и смотришь, но и одновременно читаешь (причём большой и крупный текст и обязательно короткий, что бы, не дай бог, визуальный ряд не нарушился). Всё просто и практично, но и тут существуют определённые проблемы.

Большой объём видеофайла. Медийные продукты нового поколения достаточноvizualizacia-tekst3 много «весят» и для своего просмотра и перемещения требуют большого объёма оперативной памяти, исправно функционирующего видеопроигрывателя, а также качественного интернет соединения. Если хотя бы одно из этих условий не будет соблюдено, позитивный эффект от видео будет испорчен «затормаживанием» или некачественной картинкой.

Технология создания. Далеко не каждое видео, снятое на смартфон, будет полезным и информативным. Что бы сделать качественный и эффективный в плане информации видеоролик, нужно использовать специальные программы для создания видео – Movavi Video Suite, AVS Video Editor, Adobe Premiere Pro, Sony Vegas Pro и т.д. Подобная работа требует высокой квалификации, и мощного компьютера, да и времени занимает достаточно. Иногда проще написать уникальный текст и проиллюстрировать его оригинальной фотосессией, чем снимать громоздкий видеоролик, и тратить дополнительное время на его выкладывание и распространение.

Современное поколение постепенно преодолевает трудности и  учится грамотно использовать современные технологические возможности. Что бы сделать качественный монтаж видеороликов, совсем не обязательно получать образование видеоинженера, достаточно просто научиться пользоваться соответствующими программами на специальных курсах или частных уроках. Многие уже справляются с такой сложной задачей, как перевести видео в текст, используя специальную процедуру транскрибации.

На сегодняшний момент визуализация признаётся большинством самым эффективным способом передачи информации. Развитие технологий способствует популяризации видеоконтента и его эффективной передаче через файлообменники, Google Drive, YouTube, социальную сеть Facebook. Яркое и красочное видео способно легко и доступно объяснить то, чего не прочтёшь в однообразном тексте. Но готовы ли мы признать беспрекословное первенство визуализации и отодвинуть текст на второй план? Рассмотрим этот вопрос в следующем разделе нашей статьи.

Теория поколений – книга или видео?

vizualizacia tekst2Книгопечатание не теряет своей популярности, несмотря на обилие интернетовской медийной продукции. Люди по-прежнему посещают книжные магазины, а киоски со свежими газетами и журналами никогда не остаются без покупателей. Дорогие фолианты, серийные издания, книги в PDF или FB2  формате пользуются большой популярностью, что свидетельствует о наличии у людей интереса именно к чтению. Кто же является основным потребителем печатной продукции?

Чаще всего среди посетителей книжных магазинов можно встретить людей среднего возраста. Невероятно, но для многих представителей поколения 70-80-х. удобнее прочитать текст, чем смотреть видеоролик, то есть стереотип «Поколение Х – книга» имеет под собой достаточное основание. Почему так происходит?

Люди прошлой эпохи росли и формировались в период, когда медиа продукция ещё не получила большого распространения,  и воспринималась исключительно в качестве развлекательного жанра (телевидение и кино). А вот познавательные функции выполняли именно книги, из которых люди черпали знания и получали ответы на все интересующие вопросы. Восприятие людей, родившихся в СССР, больше адаптировано под книжный текст, что обусловлено следующими причинами.

Структурированная подача информации.  Текст являет собой определённую структуру, где всё разложено по полочкам и связано причинно-следственными связями. Если в видеоролике присутствуют посторонние шумовые эффекты и авторские комментарии,  то печатное издание подчиняется законам жанра, и не уводит читателя в сторону от излагаемой темы.

Развитие воображение. Во время прочтения книги мы представляем себе одежду главного героя, обстановку в комнате, где происходит действие, или какие интонации используются действующими персонажами. Во время просмотра видеопродукции  зрители лишены подобной привилегии, ведь там разыгрывается сценарий, где учтена каждая мелочь. Во время просмотра кино или передачи, не нужно подключать воображение – режиссёр и сценарист уже всё представили и придумали, нам же остаётся только «проглотить» и оценить.

Собственная трактовка текста. Кино и книги в аудиоформате раскрывают именно авторское видение режиссёра, лишая зрителя возможности представить другой вариант изложения содержания. А читатель может додумать сам сценарий развития дальнейших событий, вычленить особенности характера героев романа, или представить, как будет выглядеть приготовленное по указанному кулинарному рецепту блюдо.

Можно ли признать, что книга лучше? Никак нет, ведь современное поколениеvizualizacia-tekst поголовно перешло на потребление медийных продуктов, а отрицать вкусы подавляющего большинства бессмысленно в силу того, что они уже существуют и получили своё распространение. Можно сколько угодно рассуждать о «деградации населения», но прежде, чем обвинять весь мир в отсутствии интеллекта, или задавать вопрос: «Зачем нужно читать книги, если можно посмотреть видео?», было бы неплохо определить, степень эффективности конкретного видео или статьи для каждого отдельного случая. Если инструкцию по применению лекарства удобнее прочитать, то про путешествие в Париж лучше смотреть ролики на YouTube, и эти особенности нельзя не учитывать.

Современное поколение Z ориентировано на визуальное восприятие, молодёжи гораздо проще посмотреть доступный в сети информативный видеоролик, чем отыскивать и читать длинную текстовую инструкцию. Люди среднего возраста в силу привычки предпочитают иметь дело со структурированным текстом, где возможны варианты интерпретации.

Визуализация и текст — альтернативные способы передачи информации, вопрос в том, что одним удобнее смотреть и слушать, а другим – читать.  В современном мире ценятся специалисты с высоким уровнем профессионализма, поэтому не стоит игнорировать книги или видеоролики, ведь и те, и другие смогут научить вас нужным и полезным вещам. Откройте вашу жизнь для восприятия нового!