Дисциплина или самоорганизация? Как правильно построить учебный процесс

Київський інститут бізнесу та технологійНовостиДисциплина или самоорганизация? Как правильно построить учебный процесс

reading_book-512Каждый ВУЗ заинтересован, что бы студенты выпускались настоящими профессионалами и смогли проявить себя на самом высоком уровне. С этой целью приглашаются лучшие преподаватели, предоставляются современные технические возможности, проводятся практические занятия. Но самым главным в обучении является само желание студента усвоить нужные знания. Если человек не мотивирован на учёбу, никакие педагоги, курсы и техника им не помогут. К сожалению, многие украинские абитуриенты слишком молоды, что бы понять своё жизненное призвание.  Задача ВУЗа – правильно построить учебный процесс и привить своим подопечным желание хорошо и старательно учиться. Какие факторы смогут мотивировать молодых людей на учёбу?

Образование в СССР: контроль и дисциплина.

Представители советской системы обучения не признавали никаких факторов мотивации, кромеdisciplina тотального контроля всей жизни студента. Учебный процесс был строго регламентирован – пары, контрольные, экзамены, производственная практика, распределение и работа. Жесткий контроль посещений, постоянные контрольные, «страшные» экзамены создавали дополнительную атмосферу напряжения и боязни оступиться. Вместо того, что бы логически подумать – если ты хорошо учишься, то тебя хорошо и оценят, экзамены вызывали ощущение ужаса и дрожь в коленках. Во время сдачи люди испытывали настоящий стресс. Все всего боялись, поэтому хорошо учились, ведь никто не хотел быть отчисленным.

Благодаря наличию комсомольских организаций студенту не принадлежал даже его собственный досуг. Молодые люди, как на младших, так и на старших курсах имели много общественных обязанностей, которые заполняли все их личное время. Быть индивидуалистом считалась дурным тоном, а лентяем – просто позором. Советскую молодёжь ожидало обязательное участие в общественных мероприятиях, выполнение норм подготовки к труду и обороне, различные социалистические соревнования. Дух командного соперничества служил дополнительной мотивацией для обучения.

«Все профессии нужны, все профессии важны», считалось в Советском Союзе, что практически лишало абитуриентов права выбора высшего учебного заведения. Мотивы для поступления определялись исключительно возможностями абитуриента предоставить рекомендацию и  пройти конкурсный отбор, а не его истинными желаниями.

Жесткий контроль и регламент всей жизни студента определял внешнюю мотивацию – «я буду так делать, потому что так делают все,  а я не хочу отличаться». Мы прекрасно знаем о воспитанниках советской системы образования и гордимся ею, но мало кто вспоминает о тех, кто оказался не в своей тарелке. Они не смогли успешно реализоваться на своём месте, а в попытке соответствовать общепринятым стандартам просто довёли себя до нервного срыва.

Западная модель образование: свобода или своеволие?

samoorganizaciyaЗападноевропейские учебные заведения никогда не заставляли своих студентов учиться «из-под палки». Для их учебного процесса характерна система выборных курсов, индивидуальный план работы, тестовый контроль, наличие свободного времени, возможность обучения в течение всей жизни. Уважение свободы личности студента предполагает отсутствие каких-либо ограничений и принуждений со стороны преподавателей. Хочешь – учись, не хочешь – не учись, а на тестах покажешь свои знания.

Западная академическая система предполагает обязательное наличие внутренней мотивации на учёбу, ещё до самого поступления.  

Украинская система образования старается соответствовать западноевропейским стандартам. Соответствие европейской трансферно — кредитной системе оценивания (ECTS), расширение технологических возможностей, внедрение инновационных методик преподавания, характеризуют стремления ВУЗов подняться до уровня  «Университетов 3.0». Но вместе с достоинствами Запада, украинское образование взяло и его недостаток – студентов практически не заставляют учиться, надеясь на их сознательность.

Современные молодые люди имеют много возможностей проводить свободное время – «сидение» в смартфонах, походы по магазинам и  в кино, прогулки, культурные и общественные мероприятия – нашего брата-студента легко отвлечь от главной цели – учиться и получать перспективную профессию. Отсутствие работы с мотивационной составляющей может существенно снизить способность студента к самоорганизации, и превратить в обыкновенного лентяя, что будет иметь два варианта последствий:

  • выпуск неквалифицированного специалиста с поверхностными знаниями;
  • отчисление нерадивого студента и потеря потенциального хорошого профессионала;

Люди не живут в вакууме, а копируют манеру поведения друг друга. Свобода и уважение личности предполагают самосовершенствование и постоянную работу над собой, что просто невозможно без участия других людей. Предоставить еще не до конца сформировавшуюся личность самой себе вовсе не означает дать ей свободу, а скорее говорит о полном равнодушии к судьбе человека.

Учебный процесс в КИБиТ: синтез прошлого и настоящего.

nobackgroundLOGOСовременных студентов сложно запугать или заставить. А вот правильно мотивировать на добросовестное отношение к учёбе вполне возможно. Но именно мотивировать, а не сказать: «Если ты хочешь получить образование, ты должен учиться». В современном мире никто ничего никому не должен, и люди сами часто не знают, что они хотят.

Киевский институт бизнеса и технологий способствует не только обучению, но социализации студента, а именно:

  • мы повышаем заинтересованность студентов в учёбе, приглашая преподавателей-практиков;
  • мы проводим бизнес-тренинги, где работаем с самооценкой студента;
  • мы выезжаем на различные экскурсии и мероприятия;
  • мы отмечаем национальные и всемирные праздники;
  • мы подчеркиваем авторитет нашего учебного заведения, приглашая в качестве  лекторов послов  зарубежных стран;
  • мы ценим и уважаем мнение студентов в учебном процессе;
  • мы организовываем международные стажировки с целью обмена опытом;
  • мы обрисовываем перспективу трудоустройства выпускников.

Создавая в ВУЗе уютную и дружественную атмосферу, КИБиТ в то же время не допускает легкомыслия и безответственности, что проявляется в следующих мерах:

  • мы контролируем каждодневную посещаемость наших студентов;
  • мы контактируем с родителями наших студентов и информируем об их успеваемости;
  • мы требуем чёткого выполнения заданных заданий;
  • мы анализируем и корректируем индивидуальный план каждого студента по учебной и общественной нагрузке.

Если ты хочешь почувствовать себя личностью, но в тоже время перенимать у других практический профессиональный опыт, КИБиТ  — именно то, что будет тебе полезно!