Шаблонное воспитание или инновационное образование? Чем отличается учитель от преподавателя

Київський інститут бізнесу та технологійНовостиШаблонное воспитание или инновационное образование? Чем отличается учитель от преподавателя

Множество людей трудятся над выполнением нелёгкой задачи – дать человеку знания и сформировать всесторонне развитую личность. Представители каждой образовательной профессии решают свои задачи. Ошибочное суждение, что учитель и преподаватель – одно и то же. Где-то они совпадают, а в чём-то имеют кардинальное отличие. В чём именно? Давайте разбираться.

Стандартизация среднего образования: особенности работы школьного учителя.

uchitelЧаще всего выпускники педагогических ВУЗов  получают квалификацию учителя, проходят практику и идут работать по направлению в школу, гимназию или лицей. У них в голове множество правил и нормативных документов, а главное – страх, порождённый чувством ответственности за чужих детей. Поэтому нередки случаи, когда педагоги предпочитают выстроить вокруг себя стену отчуждения, что бы пресечь просьбы по типу: «Отпустите с урока, голова болит», «Можно я не буду отвечать, не успел подготовиться», «Поставьте мне хорошую оценку, а то меня дома убьют».

Современная система образования стремится всё больше формализовать школьный учебный процесс. Функции учителя – отмечать на уроках присутствующих, объяснять предусмотренные программой темы, а главное – контролировать выполнение домашних заданий. Если в классе учится более 35 человек, а урок длится всего 45 минут, письменная проверка в начале урока –  единственный вариант контроля знаний. Хороший ученик очень скоро научится выполнять задание в любом объёме и любой сложности, но научится ли он иметь собственное мнение – это вопрос.

В плане свободы передвижения права ученика в школе в Украине достаточно ограничены. Администрация и учителя несут уголовную ответственность, в случае пропажи (смерти, увечья) своих несовершеннолетних подопечных, о чём подписывают соответствующие документы. Поэтому недопустимо выходить за пределы школы, самовольно покидать уроки или отставать от экскурсионной        группы во время проведения внеклассных мероприятий.

Профессия учителя –  престижная и уважаемая, но все же накладывает много обязательств шаблонного характера. Отношение «учитель-ученик» подразумевает, что ученик всегда должен слушать учителя, и не имеет права с ним спорить. Выпускники школ свидетельствуют, что многие учителя придерживаются точки зрения: «Вы еще столько не выучили, что бы меня поправлять». А если подобная ситуация всё-таки происходит, адекватная реакция следует в очень редких случаях.

Подобную «закостенелость» можно понять, работа учителем подразумевает наличие авторитета, без которого невозможно установить в классе железную дисциплину. Однако многие подростки в период взросления начинают «выростать» из школьной системы, как мальчишки из коротких штанишек, и лишать их возможности высказать собственное мнение, по меньшей мере, неправильно.

Как должен вести себя учитель с учениками, если нужно обеспечить хорошую дисциплину и высокий уровень успеваемости? Ответ прост – быть строгим, но справедливым, излагать материал интересно, но по стандарту, а также чётко выполнять заранее составленный план урока.

Обязанности ученика в школе – учиться, учиться, и ещё раз учиться, в основном, посредством выполнения домашних заданий. Хороший учитель научит своего ученика быть прилежным, ответственным, дорожить своим временем и подчиняться требованиям дисциплины. Если предел человеческих мечтаний – стать отличным исполнителем, школьного образования вполне достаточно. Система стандартов всегда  способствовала формированию «шаблонных» сотрудников, которые нужны всегда и везде, значит, каждый школьный выпускник всегда найдёт своё место в жизни.

Работа преподавателем – «вкладывание» знаний или развитие компетенций?

В высшее или среднее специальное учебное заведение попадают люди, которые чётко знают, зачем они пришли, и какие знания и master-klassi2навыки хотят получить на выходе.  Студентов не заставишь учить то, что им не надо, опираясь исключительно на свой авторитет – невозможно оставить в голове студента хоть какие-то знания без пробуждения искреннего интереса к предмету. Педагогическая деятельность преподавателя достаточно разноплановая, и заставляет искать различные методы преподавания, что бы заинтересовать студента – интересные примеры, творческие практические задания, проведение выездных занятий и т.д.

Должностные обязанности преподавателя не предполагают контроля посещаемости студентов, проведения «внеклассных» мероприятий и «воспитательных бесед», однако предполагают качественное изложение материала, а также развитие у студента способностей к самообучению.

Карьера преподавателя подразумевает постоянное самосовершенствование и самостоятельный поиск новых способов донесения учебного материала до студентов. Один из них – налаживание контакта с аудиторией и формирования системы «обратной связи», когда студент может сам научить преподавателя, открыв ему глаза на неизвестную ранее информацию, или предложив дополнительный вариант решения практических заданий. Также права преподавателей отличаются от учительских возможностью некоторого отступления от учебной программы, если этого требует изучаемая тема.

Во все времена у школы было одно задание – воспитывать подростков и формировать их базовый кругозор. Школьный учитель не имеет права отступать от программы, утверждённой Министерством Образования и Науки, а вдруг школьник узнает что-то лишнее, или непроверенное. Преподаватель сам выступает в некотором роде учеником по отношению к студенту, ведь для формирования настоящих профессионалов нужно ориентироваться на потребности и способности современной молодёжи.

prepodavatelМногие сотрудники колледжа Киевского института бизнеса и технологий перед тем, как найти работу преподавателя, достаточно долго проработали в  сфере бизнеса, и как никто другой, отдают себе отчёт о степени интенсивности развития экономических и управленческих процессов. Помимо того, что преподаватели КИБиТ стараются во время занятий по максимуму передать свой опыт, главной задачей они видят развить у студента способность обучаться и развиваться самому, «впитывая» в себя новые достижения в сфере бизнеса и технологий. Решению данной задачи способствуют инновационные методики преподавания – проведение тренингов и мастер-классов, организация групповых проектов, визуализация лекционного материала с помощью презентаций.

Если понятие «учитель» означает наставничество и воспитание, понятие «преподаватель» – развитие индивидуальных способностей и профессиональных компетенций. Для формирования личности важно пройти оба перечисленных этапа, однако всегда нужно знать, когда пришло время расстаться с общепринятыми стандартами и ступить на путь самостоятельного развития.

Развитие творческого мышления своих подопечных – неотъемлемое право для учителей, и святая обязанность для преподавателей. Уважаемые сотрудники сферы образования, кем бы вы ни были, помните – от вас зависит судьба будущего профессионала!