Молодёжная мотивация: определение и анализ проблемы

Київський інститут бізнесу та технологійНовостиМолодёжная мотивация: определение и анализ проблемы

мотивация 1Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда молодое поколение проявляет полное безразличие к тому, что творится вокруг. Экскурсии, общественные мероприятия, поездки и даже совместные пикники превращаются в тяжкую повинность, налагаемую администрацией. Если вопрос: «Как мотивировать себя на учёбу?» ещё имеет варианты ответов, то проблема «внеклассной» активности остаётся нерешённой. Во время экскурсий интерес вызывает лишь информация о наличии удобств или столовой, а общие впечатления описываются стандартными фразами: «Ну, в общем, понравилось» или «Было вообще неинтересно». Когда дело касается организации праздника, общественной акции, экскурсии, спортивного занятия или совместного выезда на природу, выясняется, что многим это безразлично, или они «за» только на словах. Каковы могут быть причины отсутствия мотивация для саморазвития у современной молодёжи?

Кто виноват или почему общественная мотивация находится на низком уровне.

Психологи отмечают, что в принципе уровень активности у молодых людей достаточно высокий, вопрос – в какое русло она направлена. Большинство студентов впоследствии становятся прекрасными профессионалами, однако замыкаются исключительно на рабочих и личных делах. Для подобных людей характерна тотальная занятость, прагматичное отношение к жизни и полное равнодушие к тому, что не затрагивает их личные интересы.  Давайте попробуем рассмотреть причины появления подобного равнодушия и инертности.

Семейные традиции. Умение быть инициативным закладывается в глубоком детстве. Стремление ребёнка ксемьямотивация самостоятельности определяется, начиная  с момента приобретения бытовых навыков. Система мотивации зависит от разных факторов – позитивный пример родителей, воспитание самодисциплины и умения делать осознанный выбор, формирование морали, основанной на общечеловеческих ценностях и т.д. Семейные обычаи (совместные обеды, пикники, познавательные игры и экскурсии), мудрые родительские советы, доверительные отношения с братьями и сёстрами часто становятся хорошим подспорьем для формирования активного уверенного в себе человека со стойкими жизненными принципами. Наоборот, негативные эмоции и дефицит времени для ребёнка, способствуют развитию комплексов и своеобразной жизненной усталости, когда тебе никто не нужен и ничего неинтересно.

Государственная политика.  Формирование мотивации у молодёжи напрямую зависит от ситуации в стране. Неблагополучная экономическая ситуация, социальные потрясения, политическая нестабильность приводят к тому, что люди начинают заботиться исключительно о своих интересах. Студенты  – люди отзывчивые и хотели бы изменить жизнь к лучшему, однако неудачи и разочарование вынуждают их думать только о себе, не обращая внимания на тех, кому нужна помощь.

Большая учебная нагрузка. Современные школьники и студенты часто напоминают автоматы по выполнению домашних заданий. В большинстве случаев в классе или группе количество человек начинается от тридцати, поэтому опрос занимает большую часть урока,  на объяснения новой темы времени почти не остаётся, поэтому много что остаётся на самостоятельное изучение. В результате, мотивация студентов делать что-нибудь помимо учёбы находится на уровне даже не «0», а  « – 1», тут лишь бы с уроками успеть.

мотивация2Современные средства коммуникации.  Кому из нас смартфон не заменил целый офис? Разговоры по телефону, фильмы, игры, приложения, социальные сети – всё это очень заманчиво и увлекательно, но «затягивает», и в результате куча времени вылетает «в трубу».  Иногда так «залипаешь», что оторвать от гаджетов может только внешняя мотивация – домашнее задание, пары, поручения родителей и т.д.

Наличие работы. Большинство студентов пытаются совместить работу и учёбу. Стремление быть самостоятельным, иметь деньги на карманные расходы, желание приобрести новый жизненный опыт толкает студентов на поиск дополнительного заработка. Соединить работу и учёбу достаточно сложно, приходится чего-то себя лишить – сна, развлечений, общения. В такой ситуации у многих остается мотивация к обучению, однако интерес ко всему остальному, что происходит в учебном заведении, сохранить не удаётся.

Планы на будущее. Многие студенты учатся в институте на определённых специальностях, и имеют конкретный взгляд на будущее. Люди XXI века –   достаточно прагматичны, и часто единственной мотивацией для студентов является желание заработать как можно больше и накопить собственный капитал как можно скорее. Для таких людей в приоритете материальные ценности (деньги, жильё, автомобиль, престижная работа, «нужные люди»), и жизнь для себя, поэтому они не считают нужным «распыляться» на общественные дела и глубоко вникать в студенческую жизнь вне аудитории.

Психологические особенности.  Помимо внешних социальных факторов, на формирование мотивации человека влияет его внутренний мир. Человек может быть замкнутым или открытым, смелым или робким, ответственным или легкомысленным, серьёзным или смешливым и т.д. В психологии существует понятие «интернального» и «экстернального» типа. Первый подразумевает наличие внутреннего контроля – мотивация3человек считает, что все события, происходящие с ним, зависят исключительно от его личных качеств (компетенций, целеустремлённости, особенностей), и являются прямыми результатами его действий. «Экстерналы», наоборот, ищут причины во внешних факторах, и часто стремятся переложить ответственность на других людей или обстоятельства. Подобных людей часто нужно «подталкивать» или «водить за ручку», им сложно проявлять решительность и брать на себя ответственность.

Стиль мышления. Активность личности зависит от образа мышления. Среди молодёжи хватает теоретиков (и тех, кто «не от мира сего»), или, наоборот, практиков и прагматиков. Для студенческой мотивации губительны оба варианта – если теоретик «витает в облаках» и любой проект у него заканчивается на уровне рассуждений, то прагматик просто не станет отвлекаться на ненужные ему вещи. Также  у кого-то может быть больше развита способность к анализу, а у кого-то – к собиранию фактов,  что тоже влияет на формирование мотивации. Не последнюю роль играет умение говорить и правильно выражать свои мысли, не испытывая при этом ощущения скованности.

Современный мир сложен и многогранен, от него легко устать. Семья, общество, государство влияют на психику и желания людей, вызывая противоречивые чувства, в результате чего человек может опустить руки и стать апатичным. Однако не стоит отчаиваться, ведь если знать причину, можно проконтролировать следствие, и откорректировать то, что ещё вчера казалось неисправляемым. О том, какие меры можно предпринять для улучшения мотивации студентов, читайте во второй части нашей статьи.