Конфликт поколений – что за этим стоит?

Київський інститут бізнесу та технологійНовостиКонфликт поколений – что за этим стоит?

konflakt pokoleniyОтцы и дети…Конфликт старших и младших неизменно присутствует на всех уровнях и во всех сферах. Начиная от бытовой мелочи (надеть шапку на улицу), заканчивая разными взглядами на социальные события. Почему случается, что мы часто противоречим и ссоримся с дорогими и близкими нам людьми? И даже, если конфликт происходит не между фактическими родителями и детьми, то всё равно подобный негатив вызывает недоумение – ведь к старшим нужно испытывать глубокое уважение, а к младшим относится с отеческой любовью. И ни одна из противоборствующих сторон не является плохим человеком или ненавидящим все вокруг. Тогда в чём же причина ссор?

Дело не в конкретных людях, а в той обстановке, в которой они растут  и развиваются. В 1991 одновременно и независимо друг от друга два американских ученых Уильям Штраус и Нейл Хоув попытались понять суть такого явления, как конфликт поколений. Проанализировав большой массив эмпирического материала, они выделили 5 поколений, которые формировались в определённом ценностном поле. Цикл функционирования каждого поколения – около 20 лет.

Поколения прошлого – жизнь по стандарту.

Возрастной отрезок 1900-1923 годов  принадлежит поколению «GI». Его жизнь приходится на революционные события 1905 и 1917 годов, когда начиналась эпоха электрификации, ликвидации безграмотности, ранней коллективизации. Богатая и бурная на социальные катаклизмы жизнь сформировала определённые ценности – трудолюбие, ответственность, сильная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, верность семье и семейным традициям, доминантность, категоричность суждений

Поколение открытых и смелых людей сменило «Молчаливое поколение» (1923 – 1943), которое формировалось во время сталинских репрессий, нацистских режимов, второй мировой войны. Атмосфера тотального страха и напряжения способствовала культивированию следующих ценностей – преданности, соблюдения правил и законов, уважения к должности и статусу, терпения, чести.

Конец мировой войны ознаменовал появление поколения «Бебибумеров» (1943-1963). Времbebibum «холодной войны» между СССР и США порождало соперничество, которое способствовало большим открытиям в науке и медицине. Человечество освоило космос, улучшило медицинское обслуживание, научилось делать пластические операции и изобрело противозачаточные таблетки. Ценности поколения – оптимизм, коллективизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, командный дух, культ молодости.

Современные поколения – «бунтари» и «миллениумы».

Ближе к концу XX века формируется так называемое поколение Х (1963-1984), которое уже не построено «под одну гребёнку», а имеет разноплановые взгляды на жизнь. Продолжение «холодной войны» постепенно трансформировалось в перестройку, которая принесла гласность и демократию, но, к сожалению,  и распространение наркотиков.

Поколение Х не боится перемен и оставляет за другими возможность выбора. Развитие телекоммуникаций привело к глобальной информированности, технической образованности и стремлению учиться в течение всей жизни. В духовном развитии может наблюдаться определённая неформальность взглядов и отнесение себя к различным субкультурам, прагматичная оценка происходящих событий, надежда исключительно на себя. Характерен дух «бунтарства» и протеста против государственной системы. Также постепенно уходит в прошлое «патриархальное» отношение к женщине, когда она воспринималась лишь в качестве подчинённой мужчине единицы, в конце ХХ века устанавливается равноправие полов.

Доминирующее поколение современности – поколение Миллениум, или Y (1984 – 2000). Этиpokolenie y1 люди формировались в период распада Советского Союза, когда закончилась «холодная война» и происходило становление национальных государств. Формирование экономики рыночного типа принесла много новинок, которыми люди изначально просто не знали, как воспользоваться. В военной плоскости теракты и локальные  конфликты сформировали негативное отношение к военным действия. Постепенная глобализация принесла развитие цифровых технологий, что дало гораздо больше возможностей в общении (сотовая/мобильная связь). Тотальная компьютеризация и развитие Internet привели к повышению уровня осведомлённости, социальные сети стали следующим этапом перемещения человека в виртуальное пространство. Основные ценности поколения Миллениум – гражданский долг, мораль, ответственность, наивность, умение подчиняться, немедленное вознаграждение.

Представители поколения Y очень свободны. Глядя на развитие современных технологий, поколение Y убеждается, что нет ничего невозможного – сегодня этого нет, а завтра это изобретут, вырастят, построят

Игрек развивается по горизонтали, а не по вертикали. Стараются получить более широкий опыт в нескольких сферах. Материальные ценности, влияние и власть Игрекам менее интересны, чем разнообразие эмоционального опыта.

Игреки нацелены на результат. Они рассчитывают на вознаграждение, и не в отдаленной перспективе, а здесь и сейчас. Представители поколения Y не умеют думать на большую перспективу и должны знать, во что вкладывают свое время.

Поколение Y видело не только хорошее, оно стало свидетелем многочисленных терактов. Отсюда ощущение хрупкости мира, краткости жизни и эфемерности бытия. Все, чего ты добился, может быть разрушено в один миг. Так не лучше ли жить в свое удовольствие, попробовать и успеть многое, пока мир не полетел в тартарары. Важнейшей чертой Игрека остается оптимизм.

“Мы сами пробьемся, мы сами достигнем” – вот главный девиз поколения Y. Поколение настроено быть героями, хотя может отрицать это. Если раньше поколение X носило майки с фотографиями своих героев, то сейчас в среде Игреков популярна футболка с надписью “У меня нет кумиров!”

В мире Y больше нет четких границ, все слилось в один поток информации, для современного поколения практически не осталось секретов, что и где происходит. В виртуальной реальности давно произошло стирание границ между государствами, современный человек имеет возможность посетить виртуально или реально любой уголок земного шара.

На сегодняшний день Игреки во всем мире получают информацию через социальные сети, не через телевидение, а уж тем более не через газеты, которые напечатаны вчера.

Уверенное в себе поколение Y готово менять общество, в котором живет. Они заинтересованы в улучшении страны и мира. Будучи менее идеологизироваными, чем их предшественники, Игреки не склонны анализировать и перепроверять полученную ими информацию. Они формировались в эпоху гласности, поэтому легко верят на слово.

Y поколение стремится к созиданию, а не уничтожению и характеризуется толерантным отношениям к другим людям и к другому мнению. Однако, поколению Игрек присущи недостатки, которые являются продолжением достоинств эпохи Миллениум:

  • политика мультикультурности вызывает расистские высказывание и нападки противников смешения рас и наций:
  • открытость информационного пространства порождает множество лживых высказываний и поступков
  • отсутствие страха перед авторитетами (старшим, женщинам, детям, представителям закона) и развитие нервных заболеваний порождают волну насилия по отношению к тому, кем ты недоволен.
  • рыночные отношения абсолютно отвергают бескорыстие, возбуждая жадность у населения.
  • крах традиционной морали приводит к большому количеству измен;
  • плохая экологическая обстановка, быстрый темп жизни и давление информационных ресурсов часто вызывают вспышки гнева у представителей поколения
  • неравное социальное положение часто определяет зависть одних к другим.

Поколение Z – дети информационных технологий.

pokolenieZОсобенность данного поколения – что дети лучше разбираются в гаджетах, чем в человеческих отношениях. Во избежание различных негативных ситуаций (дурные компании, киднепинг, педофилия и т.д.) поколение Y старается контролировать всё личное время своих детей путём записи на различные кружки и секции. Поэтому отсутствие фактической свободы дети пытаются компенсировать общением в социальных сетях. Формирование «клипового» сознания приводит к альтернативным способам восприятия действительности. Современным детям гораздо удобнее посмотреть видеоролик, чем прочитать книжку, а короткие письменные сообщения дойдут до сознания ваших детей гораздо быстрее, чем долгие пространственные разговоры. Если  поколение Y еще помнит мир без социальных сетей, Интернет-блогов и видеохостингов, то поколение  Z – исключительно технологично. Сложно предсказать какие технические открытия повлияют на развитие человечества. Проект компьютеризации каждого человека (вшить электронный чип и т.д.) или создание искусственного интеллекта – лишь часть ожидаемых инноваций первой половины ХХІ века.  В современности происходит постоянная переоценка ценностей, поэтому часто молодым людям очень сложно сориентироваться в жизни. Стать авторитетом для молодёжи возможно только благодаря поступкам, которые смогут вызвать уважения, а не простой разницей в возрасте или социальном статусе. Для них не существует слова «так надо», что бы заставить представителя поколения  Z что-то сделать, нужно обязательно объяснить: «Зачем?» и «Для чего это нужно?». И дело тут не во вредности или отказе повиноваться, а в том, что дети действительно не понимают: «Зачем?», то есть абсолютно не мотивированы на поступок.

Конфликт поколений – конфликт ценностей.

konflikt cennosteyРазные культурные эпохи способствовали формированию разного мировоззрения. То, что считалось нормальным для старших, стало совершенно непонятно для младших. Старшее поколение часто не может перестроиться, овладеть новыми технологиями и принять те правила, по которым живут их дети и внуки.

Конфликты поколений обусловлены не разницей в возрасте, а различием ценностей. Если бы было иначе, люди, достигая определенного возраста, приобретали бы ценности, характерные, скажем, для их родителей. Но этого не происходит, дети не становятся точно такими же, как их отцы и матери.

Современное поколение Y объединяет в себе черты толерантности и радикализма, открытости информационному влиянию и  стремления сформировать свою собственную ценность, ощущения свободы, но одновременной зависимости от быстрых ритмов современной жизни.

Глобализация и развитие технологий приводят к формированию поколения, которое очень сложно поддаётся оценке и описанию. В зависимости от степени освоения виртуальной реальности,  поколение  Z пропускает через себя калейдоскоп различных ценностей, формируя своё собственное ценностное поле.

Факторы формирования ценностей:

  • политические
  • экономические
  • социальные
  • технологические
  • модель воспитания, принятая в семье

Основные ценности формируются  в период с до 12-14 лет, продолжая дополняться другими на протяжении всего жизненного пути человека. И напрасно думают старшие и младшие, что конфликт поколений можно снять, заставив одного принять ценности другого. Заставив своих детей или родителей жить по своим стандартам, мы добьемся только потери их индивидуальности и деформации ценностных ориентаций.

Дорогие родители и дети, призываем вас не унижать друг друга ненужными ссорами, а просто принять, что есть другие, не похожие на вас люди, даже если они для вас самые близкие. Показывайте позитивный пример, но не пытайтесь переделать восприятие других.  Просто примите их такими, как они есть и  не пытайтесь влиять на их взрослые решения.