Интервью с ректором Киевского Института Бизнеса и Технологий – Романенко Еленой Вячеславовной для журнала «Работа и учеба»

Київський інститут бізнесу та технологійНовиниИнтервью с ректором Киевского Института Бизнеса и Технологий – Романенко Еленой Вячеславовной для журнала «Работа и учеба»

Сегодня экономистов готовят многие высшие учебные заведения. С чем связан столь широкий спектр предложений на рынке образовательных услуг? Чем отличается подготовка экономистов в тех или иных учебных заведениях? На эти и ряд других вопросов мы попросили ответить ректора Киевского института бизнеса и технологий, кандидата философских наук Елену Вячеславовну Романенко.

– Такое большое предложение на рынке экономического образования обусловлено велением времени. Оглянемся немного назад. В советское время  экономисты составляли  не более 5% от общего количества подготовленных вузами специалистов: страна ориентировалась на военно-промышленный комплекс и в основном была заинтересована в инженерных кадрах, которые могли быть задействованы в ВПК. Да и плановая экономика государства не нуждалась в большом отряде экономистов.

В странах продвинутой демократии, например в США, количественный показатель получивших экономическое образование от общего числа выпускников высшей школы, на сегодняшний день  превышает 50%.

Учитывая, что и мы живем в условиях рыночной экономики, для которой необходимо гораздо большее число специалистов экономического профиля, нам приходится «догонять» процентный показатель по подготовке экономистов в странах Запада. Поэтому высшая школа так быстро прореагировала на потребность общества в этих специалистах и предложила столь широкий спектр образовательных услуг.

Потребность рынка труда в специалистах, имеющих экономическое образование, устойчивая и, на мой взгляд, в ближайшее время она не будет меняться. Своих студентов мы трудоустраиваем начиная с 3 курса и к окончанию института у каждого из них есть место работы.

В нашем вузе также существует экономический факультет, который относится к числу базовых вместе с факультетами менеджмента и психологии.

Наше индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное, характерным для которого является доминирование сектора услуг в первую очередь в финансовой и риэлтерской  сферах, страховом деле, информационных технологий. Поэтому востребованность специалистов, подготовкой которых занимается наш вуз, будет только нарастать.

 Расскажите, пожалуйста, об особенностях подготовки экономистов в вашем вузе.

– В рамках направления “экономика и предпринимательство” на нашем экономическом факультете существуют специальности “финансы и кредит” и “ учет и аудит”.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что КИБИТ работает по лицензии МОНУ, учебные планы на любом факультете гармонизированы и стандартизированы, как это предписано государственным стандартом. Поэтому наши студенты получают образование в соответствии с теми же учебными планами и программами, что и в любом государственном или негосударственном учебном заведении, которое готовит специалистов по эти специальностям.

В рамках подготовки по специальности «финансы и кредит» наши студенты имеют возможность получить специализацию «страховое дело». Мы активно сотрудничаем с рядом страховых компаний, на базе которых и создана кафедра страхового дела.

Другой особенностью экономического образования в нашем вузе является то, что студенты, специализирующиеся в области учета и аудита имеют возможность еще в период обучения в нашем институте сдать сертифицированный экзамен CAP/CIPA по международным стандартам бухгалтерского учета. Это приобретает особую актуальность в связи с тем, что уже в 2010 году Украина переходит на международные стандарты бухгалтерского учета.

– Насколько в наше время экономическая подготовка смыкается с управленческой? Актуальна ли сегодня подготовка в сфере менеджмента?

– Можно сказать, что и само понятие «менеджмент», и одноименные факультеты по сравнению с экономическими – явление относительно новое.

В бывшем Союзе, управленцев, а именно таковыми являются современные менеджеры, готовили в Высшей партийной школе или школах хозяйственного актива. Таким образом, в качестве слушателей туда приходили уже состоявшиеся люди, имевшие определенный производственный и жизненный опыт.

Поэтому неудивительно, что сегодня у некоторых людей вызывает недоумение, как может молодой человек, пришедший со школьной скамьи, учиться управлять?

Ответ на этот вопрос дает само время – вы посмотрите, насколько помолодел сегодня бизнес! Дети легко выходят за рамки, ограничивавшие их родителей. Практика показывает, что они имеют на это право, поскольку добиваются серьезных результатов.

Таким образом, овладение навыками управления финансовыми потоками, стратегического менеджмента вполне уместно после школьной скамьи.

Мы видим, как на наших глазах в течение 5 лет обучения в вузе происходит трансформация, взросление наших студентов. И на момент выпуска перед нами стоят уже сформировавшиеся личности специалистов, профессионалов, которые могут ответственно решать те серьезные управленческие задачи, которые ставит перед ними  бизнес, рынок, время.

Многие специалисты поступают сегодня и таким образом – сначала получают первое высшее образование в какой-либо области деятельности, а лишь затем приобретают второе в сфере менеджмента. Я весьма положительно отношусь к такой форме обучения, поскольку одно высшее образование сегодня не может прокормить всю жизнь. Обучение на протяжении всей жизни становится чрезвычайно актуальным. Открытость мира, быстро меняющаяся среда, глобализация, о которой сегодня мы уже знаем не понаслышке, требуют от нас постоянного развития и самосовершенствования.

Но мне кажется, что те, кто делает ставки на первое высшее образование в сфере менеджмента, упреждают время, экономя 5-10 лет. Ведь управленческое образование зиждется на мощнейшей экономической подготовке, серьезных знаниях в области финансов, кредитования, управления предприятием, управления денежными потоками. Студенты также получают основательную подготовку в мотивации персонала, управлении персоналом, психологии общения, приобретают навыки риторики, презентации и самопрезентации. Летом они проходят стажировку за границей и имеют возможность поработать в США и странах Евросоюза.

В рамках специальности «менеджмент организаций» у нас существует несколько специализаций, в том числе, менеджмент туристической сферы.

Например, абитуриенты, которые поступят в вуз в будущем году, окончат бакалавриат как раз в 2012, когда Украина будет принимать чемпионат Европы по футболу. Я обращаю на это внимание потому, что у нас разработаны специальные курсы по менеджменту спортивного туризма.

Подготовка специалистов по менеджменту спортивных мероприятий не только интересна, но и перспективна, поскольку сектор туристических услуг в Украине будет постоянно расширяться.

В качестве интересной специализации я могу привести менеджмент медицинских услуг.

Это направление больше ориентировано на тех молодых людей, которые закончили медицинские училища, колледжи, имеют специализацию «сестринское дело», но хотят продолжить образование в сфере управления медицинскими учреждениями.

– Не так давно у вас в институте открылся факультет психологии. Почему предпочтение было отдано этому направлению?

– Отмечу сразу, что  подготовку психологов мы рассматриваем как подготовку специалистов для рыночной экономики в области психологии труда и управления.

При формировании этого направления мы использовали тот многолетний опыт, который накоплен за 15 лет существования нашего института на рынке образовательных услуг в области экономики и менеджмента.

Именно поэтому у наших психологов есть возможность получить фундаментальные знания по экономической деятельности предприятий, вопросам администрирования. Но если на факультете менеджмента мы выпускаем управленцев, имеющих в своей подготовке большую долю экономической составляющей, то на факультете психологии все же преобладает гуманитарная составляющая, мы готовим специалистов, которым предстоит работать непосредственно с кадрами – то есть HR-менеджеров.

Этому факультету немного лет – он открыт в 2002 году, но у нас уже есть выпускники.

Интересная деталь – на него приходят учиться люди постарше, которые свой профессиональный выбор сделали самостоятельно, в то время как свидетельствуют  результаты нашего анализа, по другим факультетам ситуация иная – здесь на выбор абитуриентов в большей мере влияет окружение, особенно родители.

– Как в этом году будет проходить вступительная кампания в вашем институте?

– Прежде всего, всех, кто заинтересовался обучением у нас, мы приглашаем на Дни открытых дверей, которые будут проводиться в КИБИТ весной. Кроме того, мы будем участвовать во всех образовательных выставках, которые состоятся в Киеве. На нашем выставочном стенде преподаватели и консультанты ответят на все интересующие вас вопросы.

Что касается непосредственно вступительных испытаний, то в этом году мы будем проводить их следующим образом.

Безусловно, мы будем принимать сертификаты Центра оценивания качества образования. В тоже время у нас как обычно будет проводиться вступительное собеседование по  украинскому языку, математике, английскому языку, биологии в соответствии с нашими требованиями и в рамках полного курса школьной программы по этим дисциплинам. Поэтому свой выбор каждый абитуриент сможет сделать сам, сдав либо сертификат, либо приняв участие в собеседовании.

– Что бы вы хотели пожелать абитуриентам-2008?

– Нынешние абитуриенты – ровесники нашего независимого государства, носители новой жизненной философии.

Но, прежде всего, я бы хотела сказать о том, чего я не желаю абитуриентам – это успокоенности. Сегодня в обществе наблюдается рост числа молодых людей, равнодушно взирающих не только на окружающий мир, но и  к, сожалению, безразличных к себе.

Поэтому я бы пожелала молодым людям быть активными, требовательными к себе, ставить перед собой задачи, поднимая планку, двигаться вперед.

Необходимо, чтобы ваши желания были достойными и выражали стремление к личностному росту, самореализации, самосовершенствованию, построению карьеры в лучшем смысле этого слова. Только упорная работа над собой даст вам возможность достичь определенных высот.

И, конечно, приходите в вузы, в том числе и в наш: здесь вы встретите единомышленников,  вместе с которыми вам будет интересно овладевать новыми знаниями.